Бизнес-план и реальность

Необходимость бизнес-планирования – не для галочки

К сожалению, подавляющее большинство бизнесменов относятся к бизнес-плану как к некой разовой процедуре: написал бизнес-план, поставил себе «галочку» - и все. На самом деле все не так. Бизнес-план нужен самому бизнесмену, лично вам. И бизнесмен делает большую ошибку, если думает, что бизнес-план – это формальный документ.

Постоянный процесс

Бизнес-план – это не то, что делается один раз и больше никогда не повторяется. Бизнес-планирование – это очень важный процесс, который должен проводиться в вашем бизнесе снова и снова. Он повторяется каждый раз, когда вы получаете обратную связь от рынка.

Пусть он будет занимать пять, десять страниц, - главное, чтобы он существовал.

На этапе бизнес-идеи вы писали бизнес-план для себя: проработали рынок, стратегии привлечения доходов, каналы продаж и так далее. Вы обратили внимание на все эти моменты, просчитали доходы, расходы, капиталовложения. Все это оформлено в вашем бизнес-плане.

Столкновение с реальностью – нужно быть готовым вносить изменения

Когда вы вышли на рынок и начали работать, начали общаться с клиентами, встретились с конкуренцией, - бизнес-план приходится корректировать, и реальность не совсем такая, как мы ее себе представляли. Могут быть изменения, дополнения, исключения. Когда вы выходите на рынок и сталкиваетесь с реальностью, то очень часто, в 99% случаев то, что написано в бизнес-плане, не выполняется. К этому нужно быть готовым.

Бизнес-план часто не выдерживает столкновения с реальностью. Так, вы думали, что предложение, с которым вы вышли на рынок, сработает. На самом деле клиентов не устраивает это предложение, им нужно что-то другое. Вы думали, что канал привлечения клиентов – например, SEO, - обойдется вам в Х рублей, а на самом деле он стоит 1,5Х или 2Х. Соответственно, вам сразу нужно все пересчитать и рассчитать рентабельность.

Создание любого бизнес-плана – процесс итеративный.

Вы будете менять его каждый раз, когда получаете обратную связь от рынка. Под обратной связью я подразумеваю то, как ведут себя клиенты по отношению к вашим услугам и вашей активности на рынке.

Коррекция «бизнес-плана для себя»

Вам пришло в голову, что, если вы начнете распространять листовки около торгового центра, то в ваш салон красоты будет приходить больше клиентов. Вы печатаете листовки и нанимаете девушку или юношу, чтобы он их раздавал. Соответственно, вы ждете притока клиентов, но его нет. Это – первая обратная связь. Что вам нужно сделать?

Первый вариант – отказ от такого способа привлечения клиентов. Второй вариант, на мой взгляд, лучше: скорректировать рекламное предложение и посмотреть, что изменится. Третий – проследить за исполнением, за тем, как эти девушки или юноши раздают ваши флаеры. Может быть, они раздают их без улыбки на лице, без энтузиазма и с кислой миной. Естественно, что число людей, которые к вам придут, будет меньше, чем, если они будут это делать позитивно, улыбаясь.

Коррекция «бизнес-плана для банка»

Составление бизнес-плана для банка – также итеративный процесс. В принципе, если все идет по плану, как вы рассчитывали при получении кредита, то новый бизнес-план для банка не обязателен. Но бывают случаи, когда вам нужно перекредитоваться, может произойти кризис или возникнуть форс-мажорные обстоятельства.

Если вы что-то сильно недооценили или переоценили, то, скорее всего, нужен будет новый бизнес-план, чтобы заново вести переговоры с банком и пытаться перекредитоваться под другой процент или договариваться об отсрочке по выплате кредита.

Коррекция «бизнес-плана для инвестора»

Грамотные инвесторы принимают активное участие в реализации бизнес-плана и, как правило, сами видят, выполняется план или нет: какая обратная связь идет от рынка, продаются те продукты и услуги, которые вы планировали продавать, или нет, что нужно скорректировать. Эти изменения обязательно должны отмечаться в бизнес-плане.

Главный критерий успешного бизнес-плана

Бизнес-планирование – это всегда итеративный процесс вне зависимости от того, составляете вы план для себя, для банка или для инвестора.
Главный критерий успешности бизнес-плана состоит в том, что, когда вы читаете хороший бизнес-план, вам становится понятно, что нужно сделать, а самое главное – как это сделать для того, чтобы создать свой бизнес.