Критерии качества бизнес-планов

Качество «бизнес-плана для себя»

Понятность.

Понятен ли вам бизнес-план. Проверить это просто, достаточно еще раз его прочитать. Если есть вопросы, вы сразу задаете их тому человеку, который помогал вам этот бизнес-план делать.

Появилось ли у вас после прочтения бизнес-плана четкое понимание, что конкретно вам нужно сделать, чтобы создать этот бизнес, как нужно действовать, шаг за шагом?

Но если у вас после прочтения бизнес-плана не появилось ощущения упорядоченности действий, то либо вы обратились не к тому человеку, и он просто не смог сделать лучше, либо он работал спустя рукава.

Понятно ли вам, сколько денег нужно вложить в бизнес и на какие цели они нужны.

Это достаточно важный момент, потому что вам критически необходимо знать, какие средства вам нужны для создания бизнеса. Предположим, вам нужно двести тысяч долларов. Из них сто тысяч будут потрачены на ремонт, при этом ремонт будут делать по определенному плану, еще сто тысяч – на оборудование. Оборудование будет определенной фирмы, будет покупаться у поставщиков, доставляться в определенные сроки и монтироваться определенным образом.

Качество бизнес-плана для внешних целей.

Что важно в бизнес-плане, предназначенного для банка или для привлечения инвесторов?

Соответствие стандартам.

Особенно важно, присутствуют ли в бизнес-плане все необходимые пункты в соответствии с международными стандартами бизнес-планирования, соответствует ли он стандарту того банка, с которым вы хотите работать. Ведь «внешний» бизнес-план делается для того, чтобы убедить инвесторов вложить деньги. Когда этот бизнес-план будут читать, то у читающего не обязательно должно появиться четкое понимание стратегий и конкретных шагов по развитию бизнеса. Зато должно появиться жгучее желание вложить в этот бизнес деньги, и с каждой перевернутой страницей оно должно только расти.

Узнать заранее.

Если вы хотите получить кредит в банке, то, прежде чем писать бизнес-план, нужно сходить в банк и пообщаться с кредитными менеджерами. Может быть, вам в принципе не дадут кредит, или дадут кредит даже без бизнес-плана, или дадут, когда вы напишете бизнес-план, или бизнес-план нужен, чтобы вашу заявку начали рассматривать. Заодно узнайте стандарты банка по бизнес-планированию. Если нужен стандартный бизнес-план, его можно заказать в любой консалтинговой компании, а если у банка своя методика планирования – запрашиваете у него эту методику.

Правильный язык.

Необходимо, чтобы бизнес-план был написан хорошим языком, языком бизнеса. Иногда даже планы консалтинговых компаний «грешат» его отсутствием, а о независимых подрядчиках и начинающих бизнес-аналитиках и говорить не приходится. Они нередко делают копипаст из Интернета и называют это бизнес-планом. Это сильно вредит как заказчику, так и бизнес-плану.

Чистота и правильность языка.

В бизнес-плане для внешних целей нельзя допускать ошибки, так как это очень сильно влияет на вашу репутацию. Не должно быть даже грамматических и синтаксических ошибок.

Опасности при составлении бизнес-плана

Осторожно! ПОДДЕЛКА: SEO-тексты

«Планы», скопированные из Интернета, написаны не с аналитической точки зрения, а с точки зрения SEO-оптимизации. Многие начинающие аналитики делают бизнес-планы так: в поисковую строку вводят словосочетание, например, «бизнес-план такси». Результат поиска – пятьдесят сайтов. На тридцати из них будут статьи, где написано, что рынок услуг такси сейчас сильно растет, его объем составляет N миллиардов фунтов стерлингов, чтобы создать фирму такси, вам нужно вложить D долларов в покупку или аренду машин, L долларов в покупку офиса, R долларов в аренду офиса, и так далее.

SEO-статьи написаны не аналитиками и даже не для людей – они написаны для машин, для поисковых ресурсов типа Яндекс, Google и других. Некоторые аналитики этого не знают и копируют непроверенные данные в свою работу. В итоге в бизнес-плане возникают совершенно абсурдные цифры.

Ловушка для ленивых

В моей практике бывают смешные ситуации: например, при тестировании очередного молодого аналитика он выполнял задание - составить бизнес-план кафе. План получился совсем плохим, но, пока я его читал, я увидел что-то знакомое. Я зашел на свой сайт bizplan5.ru и в разделе SEO-оптимизированных текстов нашел статью, которую недавно заказывал студентам. Так называемый «бизнес-план» совпадал с ней процентов на восемьдесят.