Зачем вам бизнес-план?
Цели бизнес-планирования
- Для себя - чтобы самому как можно лучше разобраться в будущем или действующем бизнесе или рассмотреть новое бизнес-направление;
- Для получения кредита, когда бизнес-план нужен как обоснование вашей кредитной заявки;
- Для привлечения инвесторов;
- Для получения поддержки государства;
- Для открытия нового бизнес-направления;
- Для ревизии действующего бизнеса.
Бизнес-план как коммерческое предложение
Чем отличаются бизнес-планы для разных целей? Рассмотрим пример. Вы делаете бизнес-план для внешних целей, то есть для привлечения финансирования. В этом случае вам необходимо иметь в виду, что в данном случае бизнес-план играет роль своего рода коммерческого предложения.
Если у вас уже есть бизнес, то вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы привлечь клиентов, нужно дать рекламу, составить хорошее коммерческое предложение, создать хороший авторский рекламный текст и так далее. В данном случае роль коммерческого предложения, которым вы привлекаете инвестора или банк, играет бизнес-план.
В идеале вам нужно составить два варианта бизнес-плана. Первый – убеждающая или продающая презентация, второй – детальный бизнес план с подробными выкладками.
Это нужно потому, что процесс привлечения инвестиций, кредита очень похож на процесс продажи, когда сначала вы показываете клиенту привлекательную брошюру. С теми, кто заинтересовался, вы работаете уже более подробно, более детально.
Точно так же с инвесторами: вначале вы демонстрируете им продающую презентацию, или инвестиционное предложение, вашего бизнеса. Когда инвестор заинтересовался, вы показываете детальный бизнес-план.
Для любого бизнес-плана важна обоснованность входных данных, на которую банк и инвестор обращают особое внимание.
Если вы делаете бизнес-план для получения кредита, то кредитный менеджер банка львиную долю своего внимания тратит на обоснованность уровня цен, заложенного в финансовых расчетах, загрузки мощностей, уровня расходов. Это первый большой блок бизнес-плана – обоснование входных данных.
Следующее, о чем обязательно спросят в банке, - это залог.
В вашем бизнес-плане должно описываться, что станет залогом. Банк пожелает узнать, какова стоимость залога (желательно подтвержденная оценщиком) и насколько этот залог ликвиден. Почему банк интересует ликвидность залога? Потому, что, если ваш бизнес прогорит, ваш залог нужно будет кому-нибудь перепродать: факторинговым компаниям или другим, специализирующимся на реализации подобного рода залогов. Банк интересуется возможностью быстро реализовать ваш залог и тем самым покрыть свои убытки. Таким образом, еще один важный пункт бизнес-плана – залог и его ликвидность.
Разумеется, банк обращает внимание на правильность финансовых расчетов. Помимо того, что расчеты должны быть верными, они должны быть сделаны с использованием методологии данного банка.
У каждого банка свои требования
Методика расчетов Россельхозбанка отличается от методик Сбербанка. Более того, даже методика расчета московского отделения Сбербанка будет отличаться от методик Сбербанка в Южном федеральном округе. Скорее всего, это происходит потому, что Сбербанк – очень крупная организация, своего рода «государство в государстве».
Бизнес-план для инвестора
Инвестору необходимо показать три составляющих бизнес-плана.
- Проработанность маркетинговой политики и конкретных действий по привлечению клиентов.
- Проработанность финансово-экономических расчётов, то есть, капиталовложений, расходов, доходов, отчётов движения денежных средств, отсутствие убытков.
- Ваш опыт как человека, который может управлять такого рода бизнесом.