Что банку важно увидеть в бизнес-плане.

5 пунктов

Когда бизнес-план готовится для кредитования в банке, то в первую очередь нужно обратить внимание на 5 пунктов:

• Первое – денежный поток.
• Второе – СТОП факторы.
• Третье – обоснованность цифр в бизнес-плане.
• Четвертое – соблюдение формальных требований к содержанию и оформлению бизнес-плана.
• Пятое – наличие маркетингового исследования;

ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК

У вашего проекта всегда есть два параметра. Первый – сколько он создает денег. Второй – сколько нужно отдать за кредит.

Денежный поток должен быть примерно в 1,5 раз больше, чем обслуживаемый кредит.

Иными словами, если в месяц вам нужно платить 15 млн. рублей за кредит (10 млн. руб. – тело кредита, 5 млн. рублей проценты) – то чистый денежный поток вашего бизнеса должен быть больше 23 млн. рублей.

Если денежный поток будет меньше, то кредит получить будет сложно.

Важно. Об этом критерии открыто никто не говорит – вы не найдете эту информацию в методических рекомендациях по оформлению бизнес-плана со стороны банка, не найдете ее где-то в открытых источниках. Но, тем не менее, этот параметр есть.

СТОП ФАКТОРЫ

Стоп-факторы – это перечень пунктов, под которые ваш проект не должен подпадать. Если будет хотя бы один пункт – кредит получить будет сложно. При этом у каждого банка они свои. Проанализировав наш опыт и кейсы, мы составили приблизительный перечень стоп-факторов, который можно использовать в принципе для любого банка.

• Ошибки в бизнес модели;
• Недостоверная или неактуальная информация об объеме и динамике рынка;
• Недостаточная доля собственных средств со стороны инициатора проекта – признак недостаточной личной заинтересованности в успехе проекта;
• Отсутствие необходимого опыта у менеджмента;
• Непрозрачная структура собственности.

ОБОСНОВАНИЕ ЦИФР В БИЗНЕС-ПЛАНЕ

Очень желательно, что бы цифры, приведенные в бизнес-плане, были подтверждены либо маркетинговыми исследованиями, либо реальными контрактами, договорами и сметами. Любой банк имеет доступ к базе статистической и коммерческой информации.
Если обоснование проекта будет не профессиональным или будет содержать ошибки – банк выяснит это и отправит проект на доработку.

ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Бизнес-план должен быть подгтовлен в соответствии с требованиями того банка, в котором вы получаете кредит. Если это Сбербанк – то нужно скачать с сайта Себрбанка их требования, также их требования можно найти у нас на соответствующей странице. Тоже самое касается Россельхозбанка, ВТБ и ВЭБ. Для всех остальных банков бизнес-план нужно готовить по стандарту ЮНИДО.

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Маркетинговое исследование – обязательный раздел любого бизнес-плана для получения кредита.

В нем даются ответы на следующие вопросы:

• Объем рынка;
• Динамика рынка;
• Ключевые конкуренты;
• Импорт/Экспорт (для бизнесов, для которых эта информация существенна);
• Маркетинговая стратегия;
• SWOT;

ВАЖНО! Маркетинговое исследование – это «НЕ ВОДА». Это не просто «некое абстрактное описание отрасли». Тут нужна конкретика. Нужно писать простыми предложениями. Больше графиков, диаграмм и таблиц.

Обычно основной упор делают на финансовую модель. ДА. Она очень важна. И действительно 70% времени будет уделено на проверку вашей финансовой модели. НО и анализ рынка тоже очень важен. Анализ рынка служит «подпоркой» для финансовой модели.