5 заблуждений и 1 главный принцип разработки бизнес-плана для целей привлечения инвестиций

Заблуждение №1 - Инвестор смотрит на бизнес-план, как на формальность.

Все инвесторы смотрят на бизнес-план и глубоко анализируют тот проект, в который вкладывают деньги. Вполне возможно, что инвестор (особенно крупный инвестор) - не будет сам вычитывать бизнес-план, а, скорее, поручит это дело своему заместителю или руководителю своей компании по управлению его активами.

Но, так или иначе, Бизнес-план - будет прочитан. И уже на основании того, что написано в бизнес-плане - будет приниматься решение о том, рассматривать проект более детально и глубоко или нет.

Бизнес-план - это не формальность. Это документ - который очень важен в процессе принятия решений об инвестировании.

И очень часто именно на основании того, что написано в бизнес-плане и на основании того, как посчитан проект, какие исследования проведены в поддержку расчетов бизнес-плана - именно на основании этого принимают окончательное решение об инвестировании.

Какое-то предварительное решение могут принять и без бизнес-плана. Но окончательное решение - всегда принимают после детальных расчетов и анализа рынка.

Заблуждение №2 - Инвестор обращает внимание только на финансовые расчеты.

Инвестор обязательно смотрит на финансовый план. Но помимо этого он обращает внимание так же и на анализ рынка, на опыт команды проекта и на наличие необходимых лицензий и разрешений.

С одной стороны - его будут интересовать цифры: сколько денег нужно вложить, какие будут доходы/расходы/окупаемость/доходность инвестиций;

С другой стороны - всех инвесторов будет интересовать то, как вы будете выходить на рынок и работать с конкурентами.

Поэтому в бизнес-плане необходимо не только в деталях проработать инвестиционный и финансовый план проекта, но так же и хорошо проанализировать рынок, составить план продаж и стратегию работы с клиентами.

Заблуждение №3 - Нужно сделать максимально оптимистичный Бизнес-план и "описать бизнес в радужных тонах"

В стремлении убедить инвестора многие пытаются сделать максимально оптимистичный бизнес-план. И описать свой бизнес в радужных тонах.

С одной стороны - это хорошо. С другой стороны - Вы рискуете тем, что приняв такой бизнес-план - вам придется потом за него отвечать.

Поэтому мы рекомендует составлять реальный бизнес-план. Не приукрашивая и не приуменьшая будущие показатели бизнеса.

Заблуждение №4 - всем типам инвесторов нужен одинаковый бизнес-план

В зависимости от типа инвестора - он будет обращать свое внимание на различные вещи.

Разные типы инвесторов – по-разному оценивают проекты. Инвестор, который может профинансировать сумму от 1 млн. руб. до 100 млн. рублей будет очень сильно отличаться от инвестора, который финансирует проекты только от 100 млн. рублей.

Российские инвесторы будут сильно отличаться от иностранных, а государственные от частных.

Поэтому мы рекомендуем при составлении бизнес-плана учитывать специфику принятия решения различными типами инвесторов.

Заблуждение №5 – Толстый бизнес-план не читают

С одной стороны «ДА».

Поэтому мы рекомендуем вместо одного большого бизнес-плана - сделать два документа.

Первый документ - это краткая презентация вашего проекта. Второй документ - это детальный бизнес-план.

Бизнес-план не читают от корки до корки. Это так. Но читают его основные разделы. И пролистывают вспомогательные разделы. А если есть вопросы - то начинают вчитываться.

Поэтому мы рекомендуем составлять два документа: краткую презентацию вашего проекта и детальный бизнес-план, который будет раскрывать проект во всех нюансах и тонкостях.

Принцип №1. Вам нужно подготовить комплект документов: презентацию на 10-15 слайдов, детальный бизнес-план на 50 – 100 страниц со всеми расчетами и таблицами и финансовую модель в MS Excell, что бы можно было посмотреть как влияет изменение параметров на эффективность проекта.

Для работы с потенциальным инвестором вам нужен не один детализированный бизнес-план, вам нужно два документа:

Первое - это краткая бизнес презентация вашего проекта:

• Это документ на 15-20 слайдов;
• В нем расписана самая суть вашего проекта;
• О содержании такой презентации я расскажу в следующей статье;

Второе - это детализированный бизнес-план

• Его объем от 50 до 150 страниц формата А4;
• Содержит в себе детальное исследование рынка - подтверждающее план продаж и стратегию маркетинга;
• Детализированный инвестиционный план и детальные финансовые расчеты;
• Все цифры в бизнес-плане должны быть подтверждены маркетинговыми исследованиями и аналитикой.

Более детально о том, что именно должен содержать в себе такой документ расскажу в следующих статьях.

Преимущества такого подхода:

• Для инвестора вы становитесь удобным партнером;
• Инвестор сможет быстро просмотреть краткую презентацию и принять решение о том, в каком формате с вами работать;
• Инвестору не придётся читать 100 страничный документ для того, что бы только составить первое впечатление о проекте - ему достаточно презентации на 10 - 15 слайдов;
• Есть возможность в деталях проанализировать проект и все в деталях просмотреть - на это нужен детальный бизнес-план;
• Все цифры обоснованы маркетинговыми исследованиями и аналитикой.

Вы знаете, что в подавляющем большинстве случаев нужно пообщаться не с одним инвестором - а с 3-5 инвесторами, что бы привлечь инвестиции.

Когда у вас на руках есть два документа: и краткая презентация и детализированный бизнес-план - вам будет это сделать гораздо проще.

Когда все цифры имеют под собой железобетонные обоснования - то такого инициатора проекта воспринимают уже серьезней, так как видно, что он подготовился и очень серьезно настроен и подготовил фундамент для запуска бизнеса.