Как составить бизнес-план для привлечения инвестиций

На своей практике мы убедились, что бизнес-план для инвестора – это больше маркетинговый документ, который должен быть написан языком финансистов.

Бизнес-модель должна быть понятной для человека, который видит ее первый раз.

Бизнес-план не должен быть толстым на 200 страниц. Должен отражать суть инвестиционного проекта, показывать реалистичную оценку рынка и давать полную картину по финансовым прогнозам.

Расширенный бизнес-план и емкая презентация.

Бизнес-план для инвестора – это продающая презентация вашего проекта. Это маркетинговый инструмент, написанный языком финансистов.
Поэтому должно быть два варианта документов:
• Краткий инвестиционный меморандум на 15-20 страниц (презентация) – в нем отражается ключевая информация о проекте.
• Расширенный бизнес-план. В нем в деталях описывается исследование рынка и финансовая модель бизнеса.

Требования инвесторов к бизнес-плану

• Суть инвестиционного проекта (характеристика продукта/услуги, конкурентные преимущества, жизненный цикл, защита авторских прав, ноу-хау, планируемые исследования).
• Маркетинговый анализ (прогноз рынка, SWOT анализ, доля рынка, ценообразование, потребности клиентов, анализ конкурентов).
• Финансовые прогнозы (расчет инвестиций, прогноз денежных потоков, отчет о прибылях и убытках, показатели экономической эффективности проекта).

Описание технологии и бизнес процессов должно быть доступным, но не стоит половину бизнес-плана тратить на описание технологических нюансов. Инвестора интересуют не технические детали проекта, а то, сколько денег он заработает.
Всю техническую информацию лучше отразить в приложениях к бизнес-плану инвестиционного проекта.

Критерии слабого бизнес-плана

• Завышенный план продаж. Часто объем продаж отталкивается не от способов продвижения услуги, а от плана производства.
• Размытые формулировки цели и задач проекта. Отсутствие стоимостных и временных критериев достижения цели, общие слова.
• Абстрактные исходные данные. Использование сведений в непроверенных источниках, использование устаревших данных.
• Переоценка собственных ресурсов для выполнения проекта.
• Лишние сведения. Пространные отчеты об экономической ситуации в стране и в мире.

Что инвесторов раздражает

• Фразы как из плохого реферата. «В современной России переход к рыночной модели экономики привел к...»
• Голословные оценки конкурентов. Не нужно писать: «Мы лучше», вместо этого нужно провести анализ сильных и слабых сторон игроков рынка и своего предложения. Нужны факты.
• Толстый бизнес-план. Большой объем не говорит о глубине проработки проекта. Неумение систематизировать и обобщать информацию недвусмысленно говорит о том, что доверить проект такому человеку нельзя.
• Неграмотность. Ошибки, опечатки, неточности, множественные исправления произведут негативное впечатление на инвестора.

Как повысить доверие к бизнес-плану

Чтобы расположить инвестора к себе, включите в бизнес-план пункты, по которым он сможет понять, что вы справитесь с проектом:

• Опыт команды (реализованные инвестиционные проекты, опыт работы на руководящих должностях, компетенции и знания необходимые для работы в этом бизнесе).
• Реалистичная оценка рынка. Не нужно бояться писать про своих конкурентов. Наоборот, инвесторам нравится, когда инициатор проекта понимает реальную ситуацию на рынке и знает, с кем он будет конкурировать.
• Маркетинговая стратегия. Нужно описать, какие действия вы сделаете, что бы выполнить план продаж.
• Реалистичный финансовый план. Не нужно завышать доходы и занижать расходы. Лучше покажите инвестору такой бизнес-план, как если бы вы его делали для себя, то есть реальный прогноз всех денежных потоков.
• Анализ слабых мест и рисков. В бизнес-плане для инвестора покажите, что вы знаете, где есть слабые места проекта и понимаете, как будете уменьшать риски.

ВАЖНО! Инвестор в месяц может просматривать 5-10 бизнес-планов. Поэтому конкуренцию за инвестиционные ресурсы выигрывает тот, кто лучше всего подготовлен и умеет работать с инвестором. В этой связи профессиональный бизнес-план приобретает ключевое значение.